Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

 
 

Методические материалы для специалистов образовательных учреждений

Одна из главных задач любого общества и государства - осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН «О правах ребенка»), так и в российских законодательных актах. В Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.

Целенаправленная, специально организованная система деятельности педагогов по возвращению ребенка в кровную семью является инновационной деятельностью для учреждений интернатного типа, осуществляемой в тесной связи с органами опеки и попечительства. Реформирование содержания деятельности педагогов предполагает изменение управленческой стратегии и тактики: осмысление всем коллективом своей миссии, изменение и дополнение функциональных обязанностей, введение новых форм совместной работы коллектива организации для детей-сирот с учреждениями внешней сети поддержки.  Большая доля работы ложится на социально-психологическую службу организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства, привязанности и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности.

Разлука с семьей приводит не только к разрыву отношений привязанности, но и к перемене социального и психологического статуса. С утратой основных ориентиров (семья и ближайшее окружение) нарушается восприятие себя и собственной жизни. Оно приобретает неустойчивый и фрагментарный характер, в результате чего создается ощущение неадекватности.

В семье ребенок общается с одними и теми же взрослыми и, соответственно, имеет дело с одними и теми же моделями поведения. В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей характерно наличие сменяющихся взрослых с несовпадающими типами поведения и отношения к ребенку. У детей не формируется чувство привязанности, они не умеют доверять окружающим.

Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, поэтому организованная и последовательная помощь при воссоединении детей и родителей необходима для более быстрой адаптации к семье.

Возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности администрации и педагогов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленный на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и «бывших» родителей на восстановление детско-родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах и созданию условий для возвращения воспитанника детского дома в кровную семью.

В ходе работы специалистов социальной сферы с биологическими родителями необходимо изучить степень сохранности позитивных родительских ориентаций на будущее семьи. Изначально, приступая к работе с родителями, сотрудник социальной сферы должен оценить возможности родителей выполнять родительские обязанности и создавать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье. Родители должны стать быть активными участниками изменения своей жизненной ситуации.

До возвращения к кровным родителям у детей должны быть возможности сказать социальному работнику, что есть особые условия или факторы, которые могли бы помочь им адаптироваться, когда они вернутся к своим родителями. Например, продолжение реабилитации после возвращения детей домой или занятия со специалистами, которые бы повысили их благосостояние, когда они еще находятся в учреждении.

Если специалисты содействуют быстрому воссоединению ребенка с родными родителями, то вероятность комфортного возвращения, безусловно, становится выше. Вероятность возвращения в кровную семью детей, которые находились на попечении государства в течение  длительного периода, заметно снижается. Хотя, конечно, существуют примеры, когда дети возвращаются к родителям даже после длительного времени их разделения.

Для принятия решения в пользу воссоединения семьи необходимо проанализировать все существующие аспекты семейной ситуации. Ребёнок должен вернуться в семью, где решены текущие проблемы. Возвращение домой должно быть обдуманным поступком. Для этого должна быть проведена предварительная работа специалистов социальной сферы, как с родителями, так и с детьми.

Заранее должен быть разработан план поддержки семьи после возврата ребёнка в кровную семью. Необходимо учесть возможные сложности, с которыми столкнется семья в первое время после воссоединения.

В любой ситуации необходимо прогнозировать варианты и стремиться создавать наиболее комфортные условия для воссоединения кровной семьи.

В содержание работы педагогического коллектива с биологическими родителями входит:

· изучение степени сохранности родительских ориентаций (диагностика родителей: 1. Опросник родительских отношений Варги-Столина; 2. Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; 3. Опросник родительских установок PARY; 4. Опросник «Структура родительского отношения» Е.О. Смирновой и М.В. Быковой. и т.д.).

· помощь в осознании причин лишения или ограничения в родительских правах (работа социального педагога);

· оценка возможности выполнять родительские обязанности и создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье (работа социального педагога);

· определение характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций (работа социального педагога);

· разработка индивидуальных программ восстановления родительско-детских отношений (для каждого индивидуального случая, дестко-родительской пары разрабатывается индивидуальная программа, которая может содержать две части: 1. Психологическая программа для родителя. Цель программы: повышение родительских компетенций в вопросах возрастной психологии, воспитании и развитии детей. Проработка личностных затруднений самого родителя с целью повышения осознанности личности и формирования стрессоустойчивости, толерантности  и внутренних ресурсов человека. 2. Программа для работы с детско-родительской парой. Цель программы восстановление детско-родительских отношений, работа с негативными чувствами и эмоциями связанными с ситуацией лишения родителей в родительских правах, гармонизация отношений между родителем и ребенком, адаптация к вновь совместному проживанию).

В содержание работы с воспитанниками входит:

- подготовка их к семейной жизни (работа социального педагога);
осознание причин нахождения в детском доме и формирование положительного отношения к родителям, формирование позитивного образа семьи (Диагностическое обследование ребенка с целью определения эмоционального отношения к членам семьи, степени привязанности ребенка к родителям, определение взаимоотношений между всеми членами семьи и эмоциональное состояние ребенка в связи с тем, что родители собираются восстанавливаться в родительских правах. 

- Индивидуальная психологическая программа для ребенка по работе с травматизацией, связанной с утратой семьи и помещением ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Работа с негативными чувствами ребенка направленными на родителей относительно их проживания в семье.

- разработка индивидуальной программы построения отношений с кровными родителями, отслеживание эмоционального благополучия ребенка (Программа для работы с детско-родительской парой. Цель программы восстановление детско-родительских отношений, работа с негативными чувствами и эмоциями связанными с ситуацией лишения родителей в родительских правах, гармонизация отношений между родителем и ребенком, адаптация к вновь совместному проживанию).

Результативность процесса возвращения ребенка из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в кровную семью зависит от следующих педагогических условий:

- создания в организации для детей-сирот и вне его поддерживающей среды для возвращения ребенка в кровную семью;

- наличия профессиональной готовности педагогов организаций для детей-сирот к инновационной деятельности;

- реализации индивидуальной для каждого воспитанника программы восстановления отношений с кровными родителями и родственниками;

- выявления и учета особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, степени их готовности и ресурсности к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка;

- создания системы мониторинга и управления данным процессом администрацией организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К сожалению, не все родители, которые были лишены прав, способны изменить трудную жизненную ситуацию. Многие изначально не обладают тем ресурсом, который позволил бы родителям, справиться с проблемой. Но всё чаще осознание материнских и отцовских чувств меняет взрослых, заставляет задуматься о необходимых переменах в жизни семьи. И тогда появляется шанс восстановить семью.

На данном этапе важно оказать комплексную помощь семье. В соответствии с законодательными документами, специалисты всех уровней должны работать на единую цель – воссоединение семьи. Разрабатывая социальные проекты, внедряя новые технологии работы, сотрудники социальной сферы должны ориентироваться на эффективную реабилитацию кровной семьи.

Возвращение ребенка в кровную семью – одно из самых важных направлений работы на сегодняшний день. Только семья может обеспечить ребенку необходимые знания, умения и навыки. Для восстановления семейных отношений крайне необходимо проводить своевременную социальную работу, как с родителями, так и с детьми. Специалисты должны учитывать различные особенности семейных ситуаций при возвращении детей. Каждый случай индивидуален и требует оригинального подхода.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-vozvrashcheniya-vospitannika-detskogo-doma-v-krovnuyu-semyu#ixzz4APGuck5X. Научная работа «Педагогические условия возвращения воспитанника детского дома в кровную семью» Рындина Е Н.

<< назад