Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

Звонок

бесплатный и анонимный

8-800-2000-122

 
 

Электронная библиотека для родителей

02.11.17: Неуспеваемость в младшем школьном возрасте: причины и способы устранения

Неуспеваемость - это систематическое отставание учащегося от образовательных стандартов, ведущее к невозможности дальнейшего полноценного обучения.

Без помощи родителей и педагогов неуспеваемость может привести к формированию негативного отношения к обучению и учителю, появлению нежелательного поведения и отсутствию познавательного интереса.

Причины неуспеваемости

Для того чтобы дать родителям рекомендации при работе с неуспеваемостью, необходимо отталкиваться от причин ее появления. Безусловно, их может быть бесчисленное множество - начиная от социальных условий (среда, в которой растет и воспитывается ребенок и т. д.) и заканчивая физическими и психическими факторами.

Физическими факторами могут выступать особенности здоровья и развития ребенка (наличие хронических заболеваний, инвалидность, общий уровень физического развития), а психическими - индивидуальное развитие мышления, памяти, восприятия, воображения или внимания.

Эти случаи в большинстве своем требуют специализированных коррекционных мер и участия специалистов, а родителям следует объективно оценить, какие нагрузки и объем информации могут восприниматься ребенком без ущерба для самочувствия. Также стоит начать подготовку к школе заблаговременно.

Существуют также причины неуспеваемости, связанные с факторами психологическими, их можно предупредить самостоятельно, благодаря участию в жизни ребенка и вниманию к возникающим в его жизни трудностям.

1. Познавательная мотивация

Одной из самых распространенных причин ранней неуспеваемости, является тот факт, что часть детей приходит в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости. Это могут быть дети, достигшие календарных семи лет, но эмоциональный возраст которых на момент поступления в первый класс слегка меньше. Ослабленные дети, которые в дошкольном периоде много и часто болели. Если, вопреки рекомендациям специалистов, такие дети все-таки попадают в первый класс раньше, чем достигнут уровня школьной зрелости, они просто обречены на отставание. Как правило, подержав таких детей еще год дома, внимательно занимаясь с ними, удается существенно снизить риск, а то и вовсе предотвратить их неуспеваемость в начальной школе.

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. В младшем школьном возрасте основной мотив учения состоит в самом выполнении учебных действий по требованию взрослых. Помимо этого интерес к школе младшего школьника объясняется его общей любознательностью, жаждой новых впечатлений. Этот интерес удовлетворяется в первые два года. Чтобы не угасло у ученика положительное отношение к школе, необходимо уже в младших классах формировать собственно учебный интерес. Помните о том, что мотивация школьника на процесс познания, а не только на результат, поддержит в нем интерес на протяжении всех лет обучения, так как является мотивом внутренним: «Я учусь не для высокой оценки, а потому что знание мне интересно и делает меня лучше».

2. Тревожность и несоответствие ожиданиям

Нередко родители ждут от своих детей больших успехов в учебе, однако не всегда эти ожидания оправдываются. Сегодня к ученикам предъявляются высокие требования со стороны школы в частности и образования в целом: прохождение полной подготовки при поступлении в первый класс, иностранные языки в начальной школе, обучение по блиц-методикам и т. д. А еще у родителей есть желание дать ребенку самое лучшее - они отдают детей на обучение в престижные гимназии и лицеи, где нагрузки куда серьезнее, чем в обычных школах. При выборе учебного заведения обратите внимание на то, справится ли ваш ребенок с такой нагрузкой и ответственностью.

В случае завышенных ожиданий справедливо будет говорить не об абсолютной неуспеваемости, когда отставание в овладении школьной программой является фактором социальных и психофизиологических особенностей ребенка, а о неуспеваемости относительной, где она оценивается в соответствии с возможным потенциалом ребенка либо с результатами сверстников, обучающихся в этом же классе.

Естественно, школьник может совершать ошибки или не улавливать информацию так быстро, как хотелось бы мамам и папам. И здесь важна правильная реакция родителей на неуспехи ребенка. Критика, наказания и разочарованность - та реакция, которая усиливает внутреннюю тревожность ребенка и понижает его самооценку. Разве ребенок сможет поверить в себя и в свои силы, если в него не верят самые близкие и значимые для него люди? Конечно, нет. Помочь ученику может только понимание, внимание и поддержка.

Никогда не сравнивайте успехи ребенка с каким-либо «эталоном», будь то «более успешный» сверстник либо вы сами (отец/бабушка/тётя ребенка) в том же возрасте.

Единственное, с чем можно сравнивать достижения школьника, - успехи ребенка вчера и его же успехи сегодня. Даже небольшое улучшение стоит внимания и похвалы. Если вчера малыш совершил пять ошибок в домашнем задании, а сегодня четыре - это уже маленькая победа, за которую стоит его похвалить. Дайте ребенку почувствовать, что вы верите в него, продемонстрируйте, что успех достижим путем собственных стараний.

Способы предотвращения неуспеваемости

Неуспеваемость легче предотвратить, чем устранить. Поэтому родителям важно морально и физически подготовить ребенка к обучению в школе.

- Взрослый человек знает, что для положительного результата в любой деятельности нужно обладать такими качествами, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность. Эти качества и нужно развивать в будущем школьнике. Что касается физической подготовки, то стоит приучать дошкольника к режиму дня, дисциплине и выдержке.

- Важную роль в развитии познавательных интересов дошкольников играют психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление. В этом возрасте эти процессы непроизвольные, и задача родителей - преобразовать их в произвольные.

- Для ребенка очень важны понимание и поддержка родителей.

Будьте для своего ребенка другом и наставником, помогайте ему систематизировать все то новое, что он узнает, покажите, как можно организовать свое время и выполнять задания самостоятельно, будьте готовы рассказать и объяснить то, что ему непонятно, изложите это в доступной форме.

- В развитии у ребенка интереса к учебной деятельности крайне важна совместная работа родителей и учителя. Мнение о том, что образованием должна заниматься только школа и учителя - большое заблуждение. Для того чтобы учебный процесс приносил ребенку удовольствие и пользу, родителям следует принимать непосредственное участие в этом процессе. Своевременные беседы с педагогами позволят выяснить привычные способы поведения ребенка в классе, реакцию на успех и неудачу; темы, вызывающие затруднения, и, как следствие, - истинные причины неуспеваемости, что позволит плодотворно с ними работать.

Начальная школа - важный и основополагающий этап для дальнейшей взрослой жизни вашего ребенка, поэтому уделите ему столько сил и внимания, сколько этого потребуется, и результат в виде искреннего интереса к школе и новым знаниям не заставит себя ждать.

 

Материалы сайтов:

http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/neuspevaemost-v-mladshem-shkolnom-vozraste-opasnosti-i-sposoby-ustraneniya/

http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04029.shtml

 

 

 

<< назад