15.11.17: Как помочь подростку противостоять давлению?
Подростковый возраст - время активного самопознания и самоутверждения, изучения социальных законов и поиск близких по духу и интересам людей. Одной из наиболее значимых и важных ценностей в этот период жизни становится чувство принадлежности к какой-либо группе и стремление найти «своих». В одном случае процесс «группирования» связан с положительным опытом, в другом подросток попадает под групповое влияние и «растворяется» в общепринятых нормах и ценностях.
Семейные ценности, как залог противостояния давлению:
Человеческие ценности - это то, во что мы верим с детства. Стандарты поведения, обычно воспитываемые семьей, кажутся нам самыми правильными и важными. Даже маленькие дети легко усваивают, что правильно и что неправильно, и принимают решения, основанные на семейных ценностях.
В каждой семье система ценностей своя. Не существует единых стандартов воспитания, предупреждающих употребление табака и алкоголя. Скорее всего, ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на ваше поведение, и перенимать ваши стандарты поведения, установки и убеждения.
Ниже приведены примеры семейных ценностей, которые относятся не только к профилактике употребления табака, алкоголя и наркотиков детьми и подростками, а также к формированию умения отстаивать свою позицию, не поддаваясь давлению со стороны окружающих:
- наличие личных убеждений или религиозных представлений, отрицающих употребление алкоголя или наркотиков;
- признание ценности своей свободы, ценности принятия собственных решений; при этом стремление быть «как все», «следовать за толпой» не является ценностью и стандартом поведения;
- уважение к человеческому телу и стремление к тому, чтобы быть здоровым и красивым; следование здоровому образу жизни;
- убеждение, что контролировать свое поведение следует всегда.
Что такое навыки противостояния давлению сверстников?
Навыки противостояния давлению сверстников - это такие поступки или действия, которые родители могут воспитать в своем ребенке в целях отказа от употребления табака, алкоголя и наркотиков. Для воспитания противостояния давлению можно использовать пять правил приведенных ниже.
Правило 1. Научите своего ребенка ценить индивидуальность в людях и в себе самом. В подходящий для разговора момент попросите ребенка сказать, что делает вас особенным, ни на кого не похожим, уникальным человеком. Вспомните о людях, которых он любит, и спросите, что делает этих людей уникальными индивидуумами. Спросите, что ребенку нравится в своей собственной индивидуальности, добавьте к его описанию побольше его хороших черт, которые он сам не назовет.
Правило 2. Обсудите вместе с ребенком понятие дружбы. Попросите его составить описание настоящего друга: «друг - это...» и «друг - это не...». Пока он работает, составьте свое описание друга. Поговорите, сравнивая, сколько одинаковых характеристик в ваших описаниях, и выясните, кто же такой настоящий друг.
Правило 3. Научите ребенка говорить людям «нет». Большинство родителей учат своих детей быть вежливыми, уважать других и быть послушными. Это хорошие черты в большинстве ситуаций. Однако они недостаточны для того, чтобы ребенок мог постоять за себя. Детям нужна поддержка родителей, чтобы сказать «нет» давлению посторонних взрослых или сверстников. Объясните ребенку, что в некоторых ситуациях абсолютно необходимо настаивать на уважении к себе. Эти ситуации, прежде всего, - предложение табака, алкоголя и наркотиков.
Правило 4. Ознакомьтесь с фактической информацией об употреблении алкоголя и наркотиков молодежью. Бывают ситуации, провоцирующие давление со стороны сверстников. Подростки настойчиво предлагают друг другу выпить алкоголь, попробовать наркотики. Вы можете помочь своему ребенку избежать попадания в такие ситуации, введя специальные правила. Например, ваш ребенок не пойдет играть к своим друзьям, если дома нет никого из взрослых. Он не будет ходить на дни рождения, которые проводятся без присмотра взрослых.
Правило 5. Используйте давление сверстников в свою пользу. Ведь давление сверстников может быть не только отрицательным, но и положительным. Например, дети и подростки положительно влияют друг на друга в хороших школах, детско-подростковых клубах по интересам, секциях, молодежных группах. Не столь важно, какую из школ или секций ребенок выберет. Главное, чтобы дети в ней придерживались здоровых стандартов поведения и поддерживали положительные ценности друг друга.
Педагог-психолог Колесник С.А.
<< назад