Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

Звонок

бесплатный и анонимный

8-800-2000-122

 
 

Методические материалы для специалистов образовательных учреждений

Буллинг

 

  Школьный буллинг рассматривается в современном мире как серьезная социально-педагогическая проблема.

 Английское слово буллинг (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Раньше это было просто житейское понятие, но в последние 20 лет оно стало международным социально-психологическим и педагогическим термином, за которым стоит целая совокупность социальных, психологических и педагогических проблем.

     Масштабы и социально-психологическая сущность явления Буллинг - явление глобальное и массовое.      Одни называют буллингом серьезные акты агрессии, а другие - любые угрозы и оскорбления, без которых не обходится даже самое миролюбивое человеческое сообщество. Тем не менее понятно, что речь идет о серьезном и массовом явлении.

     По мнению большинства исследователей, изложенному в народной Интернет энциклопедии «Википедия», буллинг включает четыре главных компонента:

ü    Это агрессивное и негативное поведение.

ü    Оно осуществляется регулярно.

ü    Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.

ü    Это поведение является умышленным.

     Различают два типа буллинга: непосредственный, физический, и косвенный, который иначе называют социальной агрессией. Это поведение имеет свои возрастные, половые (гендерные) и иные психологические закономерности.

     Чаще всего речь идет об отношениях, складывающихся в детской среде, но буллинг нередко практикуют и взрослые. За ним стоит не только и не столько неравенство физических сил, сколько дисбаланс власти, позволяющий одному ребенку подчинить себе другого, причем такое взаимодействие между двумя или несколькими детьми неоднократно повторяется в течение продолжительного времени. Хронические акты вербальной и физической агрессии, направленные на одних и тех же жертв, создают между ними стабильные отношения, в которых буллинг на одном полюсе дополняется виктимизацией  (Виктимизация - это сложный процесс, который может включать в себя несколько этапов. Первый из них - первичная виктимизация - включает в себя взаимодействие между преступником и жертвой в процессе совершения преступления, а также последствия этого взаимодействия или самого преступления. Второй этап - реакция жертвы на преступление, в том числе возможные изменения в самовосприятии, а также формальные меры, которыми жертва может отреагировать на преступление. Третий этап - последующие взаимодействия жертвы с другими людьми, в том числе с представителями правоохранительных органов, к которым она может обратиться. Если это взаимодействие тоже оказывает негативный эффект на жертву, его называют повторной виктимизацией на другом полюсе.)  Эта специфическая форма агрессии, особенно характерная для среднего детства и для младших подростков, всегда направлена против одних и тех же детей. При переходе из начальной школы в среднюю буллинг несколько ослабевает, но у некоторых детей это - устойчивая личностная черта, с возрастом меняются лишь формы ее проявления.

     Норвежский психолог Дан Ольвеус следующим образом определяет типичные черты учащихся, склонных становиться булли:

ü    Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей.

ü    Они импульсивны и легко приходят в ярость.

ü    Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей.

ü    Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.

ü    Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков.

Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты :

ü    Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы.

ü    Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение.

ü    Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.

ü    Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.

ü    Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.

     Эти взаимодополнительные свойства являются отчасти причиной, а отчасти следствием буллинга.

     Вместе с тем существует и другая, численно меньшая, категория жертв буллинга, так называемые провокативные жертвы или булли-жертвы. Часто это дети, испытывающие трудности в учебе, письме и чтении и / или страдающие расстройствами внимания и повышенной возбудимостью. Хотя эти дети по природе не агрессивны, их поведение часто вызывает раздражение у многих одноклассников, учителя их тоже не любят, что делает их легкой добычей и жертвами буллинга и способствует закреплению социально невыгодных психологических черт и стиля поведения .

     Как всякое сложное явление, буллинг не имеет ни однозначного объяснения, ни универсальных способов преодоления и предотвращения. Одни ученые изучают преимущественно индивидуальные, личностные свойства булли и их жертв, другие - социально-психологические процессы буллирования и виктимизации (как один ребенок делает своей жертвой другого), третьи - макро= и микросоциальные закономерности соответствующих групп и сообществ (почему одни школы и коллективы больше благоприятствуют буллингу, чем другие).

     Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися. Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют, унижают и даже бьют своих учеников, а другие подвергаются буллингу с стороны учащихся. Психологически эти процессы взаимосвязаны. По данным опроса 114 учителей английских начальных школ, учителя, которые в начале своей профессиональной карьеры пережили ученический буллинг, больше других склонны подвергать ему своих учеников и, в свою очередь, подвергаются травле с их стороны, как в классе, так и вне школы.

Буллинг среди детей:

Так как школьный класс для каждого ребенка является на втором месте по важности сообщества после семьи, то ощущение тотальности происходящего усиливает и обостряет его страдания и неуверенность в себе, а также заставляет родителей тревожиться по поводу его благополучия. Изменить эту ситуацию изнутри, на мой взгляд, невозможно - эта группа уже сложилась такой. Поэтому решать проблему стоит путем создания альтернативной зоны успешности - например, организовать для ребенка возможность посещать кружки и секции, где он встретит друзей по интересам. Еще один путь получения положительного опыта социализации - это выстраивание контакта через успешность в учебе. Когда дети, отвергаемые классом, начинают лучше учиться, то нередко получают необходимую им «дозу» принятия и признания непосредственно от учителей, взрослых. А если такие дети представляют школу на олимпиадах, принимают участие в различных мероприятиях, то рано или поздно начинают получать уважение от класса. Этот путь является компенсаторным: ребенка принимают не таким, какой он есть, а в  «усеченном» виде - как носителя знаний и получателя высоких баллов.

О чем говорить с ребенком?

Примерный вариант беседы с ребенком:

«Знаешь, ведь школа - это такое место, куда ты специально приходишь, чтобы получать знания. Здесь есть для этого - уроки, учителя, учебники. Ты учишься в классе среди других таких же учеников, как ты. Проблема в том, что ты их не выбирал, они тебе, если можно так сказать, достались, как соседи. И среди них есть всякие - добрые и злые, вредные и дружелюбные, даже равнодушные есть. И это уж как повезет - бывает, придут в класс три вредных девочки, и весь класс так и учится до выпуска их школы в ссорах и непонимании. А бывает наоборот: несколько веселых и общительных ребят делают весь класс дружным и гостеприимным для новеньких. Если тебе не очень повезло с классом, и ты чувствуешь, что ребята не хотят дружить, вредничают, обзываются, то из этой ситуации есть несколько выходов. Как думаешь, что можно сделать? (Важно дать ребенку возможность самому поискать выходы из ситуации. Часто случается так, что участники конфликта куда лучше взрослых знают, что им нужно, чтобы восстановить отношения и все наладить). Один из выходов - это смена школы, но нет никакой гарантии, что в следующий раз тебе повезет с классом. Новый класс может быть лучше, а может быть и хуже, но ты во второй раз будешь новичком, и очень  важно быть уверенным, что у тебя хватит сил справиться с этой ситуацией неизвестности и подружиться с новыми одноклассниками... Другой выход - это относится к одноклассникам, как к соседям, которых не выбирают. У тебя есть огромная часть жизни вне школы - до нее и после нее. Там ты можешь выбирать, с кем общаться, а с кем нет. У тебя есть друзья вне школы? Ты ходишь в какие-нибудь секции? Еще один выход - это попробовать наладить отношения с ребятами из твоего класса. Подумай, может быть есть что-то с твоей стороны, что мешает кому-то из класса нормально с тобой общаться? Есть ли кто-нибудь, кто с тобой здоровается, одалживает тебе учебник, помогает с задачами?»

Говорить о личной ответственности ребенка за качество отношений с одноклассниками имеет смысл в самом конце, когда он готов об этом слышать и готов задуматься над этим вопросом.

Буллинг в отношениях учитель - ученик:

     Прогноз ситуации «когда ученика невзлюбил учитель» весьма печален - скорее всего такой ученик будет пересаживаться все дальше и дальше от доски пока не окажется за последней партой.  И поскольку лидером класса в начальной школе является учитель, можно ожидать, что вслед за ней класс начнет его отвергать. Для школьного психолога эта ситуация этически очень сложна, поскольку учителя младших классов с авторитарным педагогическим стилем нередко оказываются некритичны к своему поведению и не замечают, как создают травмирующую ситуацию своим ученикам. Скорее всего, беседы с педагогом не сделают эту ситуацию благополучнее, напротив, они могут навредить ребенку еще больше, ведь из-за него учитель оказался «под лупой» у психолога. А дети в первом, втором классах ведомы - мне известны случаи, когда с молчаливого согласия педагога ребенка били всем классом... Ситуация травли ученика со стороны учителя травмирует не только ребенка, но и всех его одноклассников - они впитывают этот и чувствуют себя очень небезопасно. Хотя в данном случае разговор идет о ситуации несоответствия педагогом занимаемой должности и профпригодности  вследствие профдеформации, разговоры с завучем и директором тоже не приведут  к позитивным сдвигам. Как правило, школа не заинтересована в конфликтах и разбирательствах по таким поводам. Основным партнером в изменении ситуации должны стать родители. И самым лучшим  решением может быть перевод в класс к другому педагогу (и желательно подстраховаться занятиями, помогающими школьнику лучше усваивать материал, - это могут быть занятия с логопедом, нейропсихологом, дефектологом). Перевод может проходить с осложнениями, поскольку ребенок уже имеет клеймо «проблемного» и соответствующий опыт. Учитель травмирует ребенка своими замечаниями, предвзятостью, и если педагог-психолог не сделает ничего с этой ситуацией, то он станет соучастником молчания, сопровождающего насилие.

     Другое хорошее решение - ориентация родителей «проблемного» с точки зрения педагога ребенка на то, чтобы начать работу по построению отношений с учителем. Стать членами родительского комитета, участвовать в делах класса, предлагать волонтерскую помощь, оказывать педагогу мелкие услуги, дарить цветы на праздники, интересоваться успехами своего сына и сообщать учителю о том, сколько они делают для того, чтобы подтянуть сына по предметам. Взять на себя инициативу по контакту с педагогом, чтобы снять  с ребенка «клеймо», пока оно не росло. Я не буду приводить конкретный текст беседы с родителями, поскольку все  индивидуально, и подбирать правильные слова нужно «здесь и сейчас», находясь в контакте с родителями.

     Как говорить с ребенком?

     Цель разговора с ребенком - актуализировать положительный опыт и нахождения в школе, сместить акценты и создать новые рамки восприятия учебного опыта.

Примерный текст беседы:

- Расскажи, что тебе больше всего нравится делать, во что ты любишь играть? (Ответы ребенка важно прояснять и уточнять, и интересоваться подробностями, проявлять любопытство). Что у тебя получается делать лучше всего, в чем ты мастер?.

- Если бы ты получил письмо из далекой страны от такого же мальчика, как ты, что бы ты ему про себя написал? А что ты написал бы про школу?

- Что у тебя хорошо получается на уроках? А на переменах? В чем ты мастер в школе, что у тебя здорово получается? А что у тебя хуже получается, в чем тебе нужна помощь? Значит, ты мастер в..., а в... тебе нужна помощь?

- Как ты думаешь, кто мог бы тебе помочь лучше справляться с тем, что у тебя еще не очень хорошо получается? Кого мы можем попросить тебе помогать? А в чем ты можешь помогать другим? Значит, тебе нужна помощь от... а сам ты можешь помогать... Как здорово!

- Давай в следующий раз встретимся вместе с мамой или папой и обсудим, как лучше организовать твои занятия, чтобы у тебя все стало получаться лучше.

 

 

 

<< назад