Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

Звонок

бесплатный и анонимный

8-800-2000-122

 
 

Методические материалы для специалистов образовательных учреждений

Конспект занятия для детей 6 класса «Умей сказать нет»

Цель: способствовать формированию умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами.

Задачи:

-     Развитие способности делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии  со своими решениями.

-     Расширение поведенческого репертуара в процессе конфронтации с отдельными людьми, группой.

-     Отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.

Ход занятия:

Ведущие представляются.

Упражнение «Имя - качество»

Детям предлагается представиться назвать положительное качество на начальную букву своего имени.

Мозговой штурм

У нас сегодня интересная тема занятия «Умение сказать нет». Нужно ли уметь говорить «Нет»? В каких случаях надо уметь говорить «Нет»? Дети высказывают свое мнение.

(5 мин)

Сегодня будем учиться говорить «Нет!», т.е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.

Вводная часть. Упражнение «Активатор»

Сейчас будем уговаривать одного участника (по желанию) разжать кулак.

Участники уговаривают ребенка разжать кулак, используя разные способы:

а) Лесть, похвала;
б) Шантаж, подкуп;
в) Уговоры, обман;
г) Угроза, запугивание;

Ведущий задает вопросы ребенку, которого уговаривали: Что чувствовал при таком общении? Трудно ли было сопротивляться групповому давлению?

Вывод: о том, смог противостоять группе или нет.

Информационная часть

У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т. д.

Почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? (высказывания детей из своего опыта).

Общие увлечения, одинаковые интересы, увлечения объединяют группы, однако совпадения не могут быть полными - каждый из нас - индивидуальность и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас. Простой пример - одежда. Двое из твоих приятелей ходят в умопомрачительных куртках. И ты покупаешь точно такую же, невзирая на то, что она тебе совсем не к лицу. Психологи называют такое явление групповым давлением.

Анализ. - Ребята, кому приходилось испытывать групповое давление? Что вам известно о поведении людей в ситуациях группового давления. (Ответы детей).

Итог педагога-психолога: поведение людей при групповом давлении можно разделить на две группы:

- кто-то всегда готов стать как все - это конформисты;

- другие постоянно готовы к сопротивлению - это нонконформисты.

Очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении - отказ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих.

К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?

Игра «Откажись по-разному»

Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например: отправиться в тундру, погулять)

Ведущий выражает отказ по-разному.

- Что вы можете сказать об услышанных отказах?

а) Отказ - соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, - спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.

- Кто получил на своё предложение такой вид отказа?

б) Отказ - обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.

- Кто получил такой отказ?

в) Отказ - альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» - «Давай лучше погуляем по посёлку».

г) Отказ - отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».

д) Отказ - конфликт. Крайний вариант отказа - отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».

Игра «Скульптор»

Какие качества должен проявить человек, чтобы противостоять чужому давлению?

Участники перечисляют. Ведущий делает вывод о том, что данные качества характерны для уверенного в себе человека.

Группа делится на две подгруппы. В подгруппах выбирается по участнику, которые будут изображать глину, остальные участники - скульпторов. Первая подгруппа лепит «уверенного в себе человека», вторая - «неуверенного в себе человека».

Рефлексия результатов занятия: «Новое и важное для меня»

Ведущий предлагает участникам высказать свое мнение о занятии, ответить на карточках («смайликах») на следующие вопросы:

- Что нового узнали?

- Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?

Список использованной литературы:

1.             «Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Н.В. Высоцкая / Москва «ВАКО» 2008.

2.             «Помогая другим, помогаю себе» А.Г. Макеева/ Москва «Просвещение» 2003.

3.             «Педагогическая профилактика наркотизма школьников» А.Г. Макеева/ Москва «Просвещение» 2003.

 

 

<< назад