Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

 
 

Методические материалы для специалистов образовательных учреждений

«Я и моя тень». Выездное тренинговое занятие для подростков

Составители: педагог-психолог Н.Г. Гайнутдинова,

педагог-психолог И.В. Геронтиди


Цель: предоставить участникам возможность выразить свои чувства.

Задачи:

 -создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;

-побудить участников тренинга активно проявить качества творческой личности: гибкость мышления, изобретательность, воображение, способности к лицедейству;

-освоить на практике методику рефрейминга, позволяющего оказаться от негативного восприятия и увидеть себя и других  по-новому.

Необходимое оборудование: свечи,  пластичный материал, мешки, газеты, бижутерия. Пластмассовые изделия,  театральный реквизит, карточки с посланиями.

Время работы: 4 часа

Категория участников: подростки 13-16 лет в количестве 12 человек.

Условия проведения: наличие помещения для групповой работы, территория на природе

 

Ход тренингового занятия

 В помещении  домика, где размещен театральный реквизит, собираются  участники группы, рассаживаются, образуя круг. Ведущие спрашивают у участников группы, с чем у них связано понятие «Тень».  Участники группы высказываются, передавая друг другу зажженную свечу (говорит тот, у кого свеча). После того, как все высказались, ведущие знакомят участников группы с культурологическим  и психологическим значением понятия «Тени».

 Затем участникам группы предлагается представить свою тень: на что (кого) она похожа, почему она такая, чего хочет, что чувствует и т.д.  Те из участников, у кого возникает потребность, могут воспользоваться театральным реквизитом для создания более выразительного образа. После  того, как все участники группы определились с образом, они знакомятся: рассказывают краткую историю жизни образа тени,  чем тень отличается от своего хозяина ,  что чувствует, к чему стремится и т.д.

После того как все познакомились, ведущие перечисляют чувства «теней», которые переживает большинство (или все) из них, и предлагают всем «теням» одновременно выразить эти  чувства (так как им это хочется сделать).

Трансформация образа «Тени».

После этого,  ведущие обращают внимание участников группы на то, что тени, как правило, состоят из того, что не принимает (вытесняет) их хозяин, и переживают чувства и состояния, которые  они не могут выразить (у них нет самостоятельности - они могут только повторять движения хозяина). Постепенно чувства переполняют тень, и тень становится наполненным мешком. Участникам группы предлагается выбрать мешок своей тени, из тех, которые размещены  в домике (все мешки разные по размеру, по наполненности, по расцветке).  Во время выбора мешков, ведущие интересуются у  участников, почему выбор пал  именно на этот мешок.

После того, как все мешки разобраны, участники группы двигаются с мешками  в сторону «Камня  откровения».  На этом камне участники группы энергетично  бьют мешками о камень -  «разбивают свои обиды».

Завершающая фаза трансформации образа.

 После разбивания мешков, все переходят в помещение. Ведущие просят участников поделиться своими чувствами и выразить при помощи пластичного материала свое состояние. Затем ребятам предлагают заглянуть в свои мешки, рассмотреть внимательно их содержимое. Осознать свои чувства и мысли по поводу того, что они  увидели в мешках. Подумать, что  ценного есть в содержимом мешка, что хочется с ним сделать. Завершение трансформации образа «Тени».

Затем участникам предлагается взять сделанные ими талисманы. Всем участникам игры завязывают глаза, они становятся друг за другом и вместе со своими талисманами, с завязанными глазами, держась друг за друга, следуют за поводырем к «магическому» озеру. После того, как группа достигнет озера, участникам развязывают глаза и предлагают посмотреть на окружающий мир так, как - будто они видят все в первый раз, прислушаться к окружающим звукам и т.д. После это ребятам предлагают взяться за руки (предварительно поставив  свои талисманы в середину, образованного ими круга), прислушаться к своим чувствам и по очереди выразить их - так, как хочется; а другие участники повторяют 3 раза за каждым то, что он выразил.

 Затем каждый участник берет из ларца, установленного на берегу озера «послание  магического озера». Когда все участники получили послание, ребятам выдают  по  зажженной  свече, которую им надо донести зажженной до места расположения костра. Когда все соберутся на месте, одновременно опускают свечи в кострище и таким образом вместе и одновременно разжигают костер.

После этого все рассаживаются вокруг костра, и ведущие спрашивают о том, какие чувства участники испытывали, когда читали текст послания, почему именно ему досталось это послание, как оно поможет в жизни и т.д.

Обратная связь. По кругу участникам  группы  ведущие предлагают ответить на вопросы: Что дало участие в занятиии? С какими чувствами уходите?

 

<< назад