Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

Звонок

бесплатный и анонимный

8-800-2000-122

 
 

Методические материалы для родителей (законных представителей) и детей

Часто родители не замечают, какие именно слова говорят детям. Высказывания родителей, услышанные в детстве, оказывают очень сильное влияние на ребенка. Очень маленький ребенок верит во все, что родители ему говорят, до пяти лет мышление некритично. Слова родителей воспринимаются буквально. Мы говорим что-то невзначай,  а «послание», которое несет это высказывание, несет под собой совершенно определенное значение для ребенка. Как известно, слово может сильно ранить. Поэтому так важно избегать некоторых высказываний и слов.
«Если ты сейчас же не прекратишь, я тебя вон тому дядьке отдам!» - родитель говорит эти слова, не собираясь претворять в жизнь свою угрозу, но малыш об этом не подозревает. Он больше не ощущает себя в безопасности, не чувствует себя нужным и любимым, а это скажется и на его уравновешенности и на доверии к родителям и всему миру. Сюда же относятся и угрозы, призванные заставить ребёнка хорошо себя вести, есть или спать, а не то придёт кто-то страшный (милиционер, доктор со шприцем, бабай) и тогда... Желая накормить или унять разбушевавшегося малыша, родители сами зарождают в нём страхи и комплексы. Поэтому замените кнут на пряник. Не обязательно обещать новую машинку за съеденную тарелку супа, всегда можно найти нематериальный стимул.
«Ну что же ты такой неловкий, вечно все ломаешь», «Не лезь, я сама сделаю», «Руки у тебя не тем концом вставлены». По мнению родителей, эта грубая критика призвана помочь ребенку стать самостоятельным, научиться что-то делать самому, не ломать и не портить вещи. Ломая новую игрушку, проливая молоко или разбивая тарелку, ребенок правда хочет научиться самостоятельности, но он еще слишком мал и ему нужна помощь. Когда в ответ на свои действия он слышит подобные вещи, он наоборот опускает руки: зачем что-то делать, если я все равно сделаю это плохо и мама наругает. Из таких детей потом вырастают апатичные и безынициативные взрослые, которые на полном серьезе считают себя ни на что не способными неудачниками и даже не берутся за дела. Вместо критики и порицания, от родителей требуется терпение и желание прийти на помощь, когда ребенок об этом просит - остальное придет само.
«Ты меня замучил!», «Отстань от меня!», «Не мешай» - выплёскивая своё раздражение или усталость, родитель отталкивает ребёнка, который ищет его внимания, разрушая его бессознательную уверенность в том, что он всегда любим и важен для своих папы и мамы.
«Я тебя такого вредного не буду любить». Такие фразы говорят о том, что ребенка любят, но только хорошим, послушным, спокойным, чистым и т.д. Получается, что задача ребенка в этом случае - не быть самим собой, а соответствовать родительским ожиданиям. А куда прикажете девать ребенку другие свои не менее естественные проявления: капризы, слезы, недовольство? Все это уходит в неуверенность в себе, страхи и обиды, которые ребенок пронесет через всю жизнь. Дело в том, что ребенку нужна уверенность в маминой любви безо всяких условий.
«Как ты меня измотал, наверное, давление поднялось», «Ты так орешь, что у меня голова трещит от тебя», «Будешь так себя вести - я расстроюсь и заболею». Эти фразы - попытка сыграть на страхе ребенка потерять маму. Манипулировать этим страхом очень опасно, ведь таким образом вы назначаете ребенка ответственным за свою жизнь и здоровье. При таком раскладе, если с вами правда что-то случится - ребенок всю жизнь будет жить с убеждением, что это произошло по его вине. Если нужно успокоить ребенка - методично объясняйте ему, почему нельзя кричать, топать, стучать, кидать дома мяч и т.д. Это потребует больше сил и времени, но не принесет вреда и не травмирует ребенка.
 Педагог-психолог Забиран С.А.
Источники:
1.     http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/20-fraz-kotoryie-nelzya-govorit-rebenku.html
2.     http://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/279407/

 

 

 

<< назад