Рост и расширение границ.
Если ваш ребенок - подросток, значит, для вас и для него наступило трудное время построения новых отношений. Другое название подросткового возраста «переходный». Это период, когда растущий человек делает свои первые шаги из детства, где его поведение контролировали родители, во взрослую жизнь, требующую принятия собственных решений. Подросток стремится выйти за пределы налагаемых на него ранее ограничений, чтобы самому убедиться в их правомерности или опровергнуть. Внешне это выглядит, как вызывающее поведение: ребенок приходит домой поздно, пробует курить и принимать алкоголь, игнорирует семейные традиции и не обращает внимание на советы родителей. Реакции подростка крайне противоречивы. То он требует, чтобы его оставили в покое и отвергает любую помощь, которую семья пытается ему предложить. В следующий момент он ищет внимания, желая обрести поддержку близких.
Подобное поведение правильно было бы назвать «исследовательским». Подросток пробует делать различные вещи, чтобы выработать свою жизненную позицию. Дети, которые в это период не стремятся к независимости и расширению границ, могут вырасти менее успешными, чем их «непокорные» сверстники. Так что само по себе «исследующее» поведение не является поводом для беспокойства.
Зависимость от группы. Групповое давление.
В настоящее время использование алкоголя и наркотиков стало частью молодежной субкультуры. Зоной высокого риска являются дискотеки, где постоянно «работают» торговцы наркотиками. Если ваш ребенок их не посещает, он все же может получить предложение попробовать наркотики в другом месте, включая школу, и окажется перед выбором, употреблять ему психоактивные вещества или нет. Подросток должен быть способен с полной ответственностью принять это решение. Оно во многом определяется влиянием значимой для вашего сына или дочери группы сверстников.
Подростки испытывают потребность объединяться в сообщества и соблюдать особые, установленные в них нормы. Например, они могут одеваться так, что это шокирует взрослых, но дает подростку важное для него чувство принадлежности к группе. Если большинство членов такой группы употребляют алкоголь или наркотики, то ребенку трудно отказаться. Мало кто способен сопротивляться групповому давлению и не потерять право пребывания в своем подростковом сообществе. Именно желание быть «как все», не отстать от компании во многих случаях кладет начало наркотизации.
Пути снижения риска употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте.
Невозможно оградить ребенка от опасности употребления алкоголя и наркотиков, просто запретив ему делать это. Велика вероятность, что подросток будет пробовать тайно от родителей, и они полностью потеряют свое влияние на него в данном вопросе.
Лучший путь - заботливое наблюдение за ребенком, руководство им в процессе узнавания границ свободы, предложение помощи, когда это необходимо.
Наблюдение за ребенком.
Если вы хотите понимать состояние своего ребенка, вам необходимо научиться думать, как он. Дня этого полезно вернуться ко времени, когда произошел ваш собственный первый контакт с психоактивными веществами, например, с табаком, алкоголем. Постарайтесь воспроизвести опыт тех лет. Вспомните свои убеждения, поведение родителей. Конечно, вы должны осознавать, что многое изменилось за прошедшие годы. Ваши дети имеют больше свободы, чем вы могли себе позволить в их возрасте. Однако возврат в собственную юность всегда помогает лучше контактировать со своим ребенком, разделять его чувства, обсуждать интересующие темы на приемлемом уровне понимания.
Подростку важно знать, что он может вам доверять. Вы обретете его доверие, если будете более открыты своему прошлому опыту.
Для разговора об употреблении психоактивных веществ (табака, алкоголя и наркотиков) должен быть создан соответствующий контекст.
Рекомендации.
Когда вы говорите о психоактивных веществах с ребенком, не игнорируйте сторону удовольствия. Вам необходимо помочь ему сделать выбор между непродолжительным удовольствием и длительными, часто необратимыми отрицательными последствиями.
Не существует единственно правильного пути обсуждения этой темы.
Говорите о себе, чтобы ребенок легче говорил о себе.
Не запрещайте безапелляционно и не советуйте. Задавайте вопросы. Если вы не знаете о чем-то, не стесняйтесь спросить. Ваш ребенок может быть готов ответить.
Умейте слушать. Лучшее, что вы способны сделать - понять, чем живет ваш ребенок, каковы его мысли и чувства.
Нюансы беседы, незначительные замечания часто наиболее важны.
Помощь ребенку.
Необходимо разделять проблемы с ребенком и предлагать поддержку. Указывать ему на существующие ограничения его свободы. Помогать осуществлять выбор, отличающийся от того, который первоначально сделал он сам.
Помощь будет эффективной, если вы готовы:
Понять образ мыслей вашего ребенка;
Признать, что он имеет собственные убеждения и ответственность при принятии решения об употреблении психоактивных веществ или отказе от них?
Говоря о запретах, следует привести убедительные доказательства необходимости сохранения некоторых из них, даже для взрослого человека. Например, ограничения остаются в тех областях, знакомство с которыми представляет угрозу для жизни и, как хождение по минному полю, не допускает ошибок. Это в полной мере относится и к наркотикам.
Важно не столько информировать о подстерегающих опасностях, которые, как правило, не пугают подростка, больше делиться своими чувствами, заставляющими вас, как родителя, настаивать на соблюдении запрета. Это вовлекает ребенка в контакт, облегчает понимание и принятие им вашей позиции.
Задача родителей научить подростка пользоваться возросшей свободой и так строить отношения с ним, чтобы знать своего ребенка наилучшим образом.
Источник: Пособие для родителей. М.: Издательство ИКАР, 1999. - 20 с.
Педагог-психолог Огурцова А.А.
<< назад