Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

 
 
 

Рекомендации родителям

Психологическая травма - часто используемое, но редко понимаемое словосочетание.

По-научному, психологическая травма - реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие

Если проще - это событие, которое изменило психику ребенка.  Когда одни представления, на которых базировались все установки резко сменяются другими, притягивающими к себе деструктивные продолжения. Например: установка «Я - красивая, хорошая, любимая» сменилась противоположной «Я - некрасивая, ужасная, ....с дестуктивным нанизыванием следующего: «Меня такую никто не полюбит, я - ничтожество».

Важно: психическая и психологическая травма - это не одно и то же. Психическая травма - это повреждения (кем-то или чем-то) психики, приводящие к заметному нарушению ее нормального функционирования. Человек перестает узнавать близких, внимание плавает, речь со странностями, в памяти пробелы, мышление становится спутанным... При психологической травме нарушений функций психики - нет, у человека остаются возможности быть адекватным и успешно адаптироваться к среде.

Как распознать травму?

Травматический опыт ребенка не обязательно должен быть чем-то страшным, вроде избиений. Он может заключаться просто в постоянной критике или недовольстве, особенно если он не может получить такие важные для него вещи, как любовь, одобрение и заботу. Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие: обман, предательство, разочарование, несправедливость, насилие, смерть близкого человека, переживания потери, любой кризис, болезнь.

Рассмотрим на примере.

Девочка в возрасте 3-х лет пережила травмирующий опыт. Мать с отцом уехали и оставили девочку одну с бабушкой. При этом не объяснили, почему и когда уезжают, а просто тихонько уехали. Девочка проснулась и поняла, что ее оставили. С девочкой случилась истерика, потом она еще долго переживала боль. Опыт был очень болезненным, и психике нужно было адаптироваться, найти решение, чтобы это пережить. Причину ребенок всегда объясняет, как умеет, поэтому девочка решает, что это из-за нее. Теперь она верит, что плохая, только не понимает почему. При этом принимает решение стать хорошей, думая, что когда станет хорошей, получит то, что ей нужно от родителей - любовь. Дальше был ряд опытов, которые закрепили данное убеждение. Поскольку девочка очень сильно хотела, но не могла получить любовь родителей, то желание ее получить стало фиксацией. При этом чтобы компенсировать, исправить то, что она «плохая», девочка решает быть самой лучшей для родителей. В какой-то степени эта компенсация обрастает новыми убеждениями и становится больной частью личности девочки. Этакий внутренний критик, который постоянно говорит ей, что с ней не так. Он собирает любую информацию, о том, что значит быть плохой и какие условия для того, чтобы стать лучше. И эти условия он постоянно предъявляет к внутреннему ребенку. То есть она постоянно их предъявляет сама к себе.

Эта компенсация в будущем приведет к тому, что она будет переносить это и на любых других значимых людей, стараться быть для них хорошей, бояться, что ее бросят, взваливать на себя то, что ей не нужно, лишь бы другим было хорошо. То есть пытаться быть хорошей для всех сразу. Человек, который считает себя плохим и постоянно занимается самокритикой, не может ценить себя высоко. Он всегда ждет оценки от других, а себя считает плохим по умолчанию. Хотя при этом понятия не имеет, что такое быть хорошим. Ведь родители не дали никаких точных критериев, по которым можно оценивать «хорошесть», они просто уехали. А значит цель «быть хорошей» никогда не достичь. И она всю жизнь будет стараться не быть плохой, то есть не быть собой. Этот ее страх и желание быть хорошей приводят к тому, что она не ценит себя, ею часто манипулируют окружающие, давя на то, что она плохая. Она постоянно испытывает неудовлетворенность с одной стороны потому, что никак не получается для всех быть хорошей, а с другой стороны от того, что подавляет свои настоящие желания, чтобы соответствовать ожиданиям других людей. Она сама себя ставит в условия, когда делает много для других просто так. А, как известно, то, что достается просто так, бесплатно, обычно никем не ценится. В отношениях она постоянно пытается «вырвать» из другого похвалу, подтверждение, что она хорошая и нужная, постоянно проверяет, потому что зависима от этой похвалы и очень сильно боится это потерять. Таким становится сценарий жизни девушки, травмированной в раннем детстве.

Когда появляются травмы?

1) Когда у ребенка недостаточность ресурсов: мало понимания, общения, друзей, заботы, родительского внимания. Ему тревожно, грустно, одиноко. И в его мире вдруг появляется что-то важное и с этим важным что-то происходит.

2) Когда в процессе происшествия у ребенка появляются сильные чувства: обида, гнев, злость, рассеянность, беспомощность, невозможность что-то изменить, и он остается наедине с ними. Ему не с кем их разделить, нет возможности выразить до конца. Они никем не приняты.

3) Особенно травматично, когда это связано с теми, кому ребенок очень доверял, с близкими, с родителями, когда тот, кто призван понимать и любить отнимает веру в собственную безопасность и хорошесть. Тогда у ребенка тесно связывается близость, любовь и травма (насилие, недоверие, непонимание и т.д).

4) Если так и не находится никого, кто встал бы на защиту ребенка, восстановил справедливость или признал свою неправоту, ошибку.

5) Если кто-то из взрослых так и не позволил ребенку выразить злость, возмущение и несогласие с тем, что его обидели, ранили, унизили, причинили боль.

6) И если не заверили, что постараются сделать так, чтобы этого больше не повторилось.

Уважаемые взрослые, если вы внимательно прочитали представленный выше список, вам будет легче помочь вашему ребенку не допустить появления психологических травм или способствовать закрытию имеющихся.

Нужна поддержка - обращайтесь к психологам.

Будьте внимательны к ребенку, разрешите ему выражать свои чувства, не делайте  из него беспомощную жертву.

Источники:

  • www.psihologos.ru
  • pro-psychology.net
  • Млодик И. Ю. Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чем так непросто признаться. - Генезис, 2013 

 

Педагог-психолог Горбачева О.М.

 

<< назад