ОЦЕНИВАЙТЕ ПОСТУПОК, А НЕ ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА...
Под жестоким обращением понимается любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения инасилия становится все более и более актуальной.
Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.
Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность.Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (законных представителей) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
При этом большинство родителей (законных представителей) хорошо понимает, что такая тактика воспитания - это нарушение прав их детей, а также причина возможныхотклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенокстановится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже.
Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, существуют некоторые заповеди, которые помогут облегчить родителям (законным представителям) труд в воспитании ребёнка:
1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
2. Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели - это и его цели.
3. Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
4. Не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
5. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты - молодец», а обязательно «Ты - молодец, потому что...».
6. Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.
7. Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже. «Ты - плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка).
8. Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
9. Воспитание - это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей - от дальней к средней и от неё к сегодняшней.
10. Вы должны быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.
Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.
Источник: Раннее выявление жестокого обращения с детьми в семьях: методическое пособие /Авторы - составители: Матвиенко М.В., Ушкачов П.А. Псков 2014 г.
Коробкина Л.А., учитель-дефектолог
<< назад