Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

Звонок

бесплатный и анонимный

8-800-2000-122

 
 

Методические материалы для родителей (законных представителей) и детей

«Психологические аспекты профилактики табакокурения среди подростков»

для родителей подростков 6-7 классов в рамках декады SOS

Декада СОС - это цикл мероприятий, направленных на профилактику табакокурения, алкоголизма, наркомании и пропаганды здорового образа жизни. В рамках этой декады ведутся различные мероприятия с детьми, и родителями, в рамках этого же проводится и сегодняшняя встреча. Однако, про то, что курить и употреблять различные ПАВ вредно, вы, как родители, в курсе, и не желали бы, чтобы ваш ребенок принимал какие-то вредные вещества. Поэтому мы сегодня не будем говорить о статистике, о том, как влияют различные вещества на человека, а поговорим о ваших детях.

Ваши дети находятся в том возрасте, когда они уже младшие подростки и в связи с этим меняется поведение и ценности детей.

В первую очередь, изменилась ведущая деятельность - общение со сверстниками. Раньше, в младшем школьном возрасте, ведущей деятельностью выступала учебная, но теперь она отходит на второй план..

Изменяются и потребности ребенка.

В принципе, существует определенная тенденция человека- стремление к удовлетворению своих врождённых потребностей. По мнению психолога А.Маслоу, все человеческие потребности организованы  в систему, с учётом  доминирования мотиваций.

Сам  А.Маслоу выделяет следующие потребности:

  • 1 уровень - физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение и т.д.
  • 2 уровень - потребность безопасности и защиты: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни, чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  • 3 уровень - потребность в принадлежности и любви: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом; внимание к себе, совместная деятельность.
  • 4 уровень - потребность в уважении (почитании): самоуважение, одобрение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  • 5 уровень - познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  • 6 уровень - эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  • 7 уровень - вершина всей пирамиды - это потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, всё более актуальными становятся  потребности более высокого уровня. Базовыми являются потребности 1-3 уровня.

Однако, существуют специфические возрастные потребности предпубертата:

-быть как другие

В этом возрасте подросток ориентируется на группу сверстников, хочет быть похожими на них или на своего кумира, принимает ценности своей референтной (представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности которой выступают для него эталоном) группы. Подростку важно, чтобы эта референтная группа считала его «своим», даже если для этого придется «наступить на горло собственному «Я».

  -собственного соответствия своему образу

Активное формирование самосознания рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Это связано со становлением «Я-идентичности».

Идентичность - чувство тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру.

На протяжении всего детства имеет место «пробная кристаллизация идентичности». В конце отрочества идентичность включает в себя все значимые идентификации, но одновременно и изменяет их с целью создания единого связного целого. Исследуя стадии развития человека, Э. Эриксон высказал мысль, что в отрочестве и ранней юности все предшествующие тождества психологического развития ребенка подвергаются сомнению вследствие его интенсивного физического роста, полового созревания и необходимости решать взрослые задачи. Подростков заботит прежде всего, как они выглядят в глазах других, по сравнению с их собственными представлениями о себе, как связать ранее приобретенные навыки с новыми для них жизненными проблемами. Интеграция в форме идентичности «Я» оказывается больше суммы детских идентификаций.

-высокая потребность в принятии - со стороны сверстников и значимого взрослого

Кроме того, чтобы быть принятым своими сверстниками, для подростка актуализируется потребность во внимании и поддержке без осуждения и оценок, то есть в безоценочной теплоте, принятии и мудрости взрослых. Для него важно знать, что он ценен для окружающих, что его мнение имеет значение.

-в независимости (сами по себе).

Потребность в независимости стимулирует столкновения с ожиданиями и ограничениями взрослых. На этом фоне и возникает множество конфликтных ситуаций. Результат проявляется в противодействии навязываемому мнению, авторитетам, общественным правилам и нормам. Важно понимать, что ребенок стремится стать взрослым, но на фоне сохраняющейся зависимости (финансовой, социальной) сделать это невозможно. И эта независимость отражает не противодействие взрослым, а желание быть таким же, как они.

 

Потребности, выступающие на первый план достаточно противоречивы, как и сам этот возраст. Однако, находясь в 6-7 классе, подросток все еще сохраняет тесную связь с семьей и родителями, просто эти отношения трансформируются. И на этом этапе с ребенком можно вести профилактические беседы и мероприятия, учитывая и понимая возрастную специфику.

Откуда у детей берутся ценности?

- пример родителей.

- общение со сверстниками.

- телевизор, СМИ, интернет.

Соответственно, чем более сформированы ценности и доверительнее отношения между родителями и детьми, тем меньше у детей риск попасть в «дурную компанию».

Несмотря на усилия родителей, ребенок может попробовать закурить. Что может сделать родитель в такой ситуации?

- высказывать собственное отношение. Родитель может говорить с ребенком о своем отношении к курению, употреблению ПАВ открыто.

- показывать пример. Если сам родитель курит, достаточно сложно вести разъяснительные беседы на эту тему. Возможно, родителю стоит ответить честно: «Я очень жалею о том, что начал курить. Я теперь не могу бросить. Я буду огорчен, расстроен, если узнаю, что ты тоже начал курить».

- предоставлять альтернативу. Важно показать ребенку, что есть еще хорошего в мире, кроме курения. Говорить и показывать на собственном примере, как важен здоровый образ жизни, формировать его ценности. Делать что-то вместе с ребенком. Показывать ребенку те сферы, где он может быть успешен, давать ему признание и поддержку.

Как предотвратить ситуацию?

- Быть в курсе того, чем занимается ваш ребенок.

- Интересоваться, искренне, его делами, заботами, трудностями и успехами.

 

 

<< назад