Родителям о школьной травле или что такое буллинг?
Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим-приходящим: боль и унижения часто продолжаются по несколько лет, а то и до окончания школы.
Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) определяется как притеснение, дискриминация, травля.
Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны.
Существуют основные типы буллинга:
1. «косвенный» - социальная агрессия;
2. «физический» - непосредственный -агрессия с физическим насилием;
3. «поведенческий» - преследователь вынуждает жертву перенести оскорбительные и унижающие для неё чувства собственного достоинства;
4. «словестный» -унижение непристойными словами, обзываниями.
Социальная структура буллинга включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.
Какие дети становятся булли—преследователями
- дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиваться своих целей;
- не умеющие сочувствовать своим жертвам;
- физически сильные мальчики;
- легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.
Чаще всего жертвами буллинга становятся дети:
- тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе;
- не имеющие ни одного близкого друга, предпочитающие общение со взрослыми людьми;
- пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;
- склонные к депрессии и чаще сверстников думающие о самоубийстве;
- мальчики, физически слабее, чем ровесники.
Особенности поведения жертв буллинга дома:
- ребёнок неохотно идёт в школу и очень рад любой возможности не ходить туда.
- возвращается из школы подавленным.
- часто плачет без очевидных причин.
- никогда не вспоминает никого из одноклассников.
- одинок.
- очень мало говорит о своей школьной жизни.
Таким образом, родители должны обратить внимание на изменение в поведении ребёнка (агрессивность, обидчивость, раздражительность). Школьник не хочет поддерживать разговоры о дедовщине в школе -не желает вспоминать о насилии. К сожалению, ужас и страх, перенесённый таким ребёнком, может преследовать его долгие годы, проявляясь в постстрессовых расстройствах.
Литература:
- Аверьянов А.И. Школьный буллинг как проблема в деятельности социального педагога // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации: Мат-лы Рос. научн.-практ. конф. (6 ноября 2008 г., Москва). – М., 2008.
- Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость. – СПб., 2011.
- Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. – М., 2012.
Васинцева О.М., социальный педагог ЦПМПК
<< назад