Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

Звонок

бесплатный и анонимный

8-800-2000-122

 
 

Методические материалы для родителей (законных представителей) и детей

Родителям о школьной травле или что такое буллинг?

Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим-приходящим: боль и унижения часто продолжаются по несколько лет, а то и до окончания школы.

Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) определяется как притеснение, дискриминация, травля.

Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны.

Существуют основные типы буллинга:

1. «косвенный» - социальная агрессия;

2. «физический» - непосредственный -агрессия с физическим насилием;

3. «поведенческий» - преследователь вынуждает жертву перенести оскорбительные и унижающие для неё чувства собственного достоинства;

4. «словестный» -унижение непристойными словами, обзываниями.

Социальная структура буллинга включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

Какие дети становятся булли—преследователями

  • дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиваться своих целей;
  • не умеющие сочувствовать своим жертвам;
  • физически сильные мальчики;
  • легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

Чаще всего жертвами буллинга становятся дети:

  • тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе;
  • не имеющие ни одного близкого друга, предпочитающие общение со взрослыми людьми;
  • пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;
  • склонные к депрессии и чаще сверстников думающие о самоубийстве;
  • мальчики, физически слабее, чем ровесники.

Особенности поведения жертв буллинга дома:

  • ребёнок неохотно идёт в школу и очень рад любой возможности не ходить туда.
  • возвращается из школы подавленным.
  • часто плачет без очевидных причин.
  • никогда не вспоминает никого из одноклассников.
  • одинок.
  • очень мало говорит о своей школьной жизни.

Таким образом, родители должны обратить внимание на изменение в поведении ребёнка (агрессивность, обидчивость, раздражительность). Школьник не хочет поддерживать разговоры о дедовщине в школе -не желает вспоминать о насилии. К сожалению, ужас и страх, перенесённый таким ребёнком, может преследовать его долгие годы, проявляясь в постстрессовых расстройствах.

Литература:

  1. Аверьянов А.И. Школьный буллинг как проблема в деятельности социального педагога // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации: Мат-лы Рос. научн.-практ. конф. (6 ноября 2008 г., Москва). – М., 2008.
  2. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость. – СПб., 2011.
  3. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. – М., 2012.

Васинцева О.М., социальный педагог ЦПМПК

<< назад