Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

Звонок

бесплатный и анонимный

8-800-2000-122

 
 

Методические материалы для родителей (законных представителей) и детей

 Активное слушание - это не способ добиться чего-то от ребенка, а путь к установлению лучшего контакта способ показать ребенку, что мы его понимаем.
1. Для установления взаимосвязи с детьми, для того, чтобы найти с ними общий язык, важен зрительный контакт, важно смотреть ребенку в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим, при этом глаза собеседников должны находиться на одном уровне.
2. Для ребенка важен физический контакт. Иногда для ребенка бывает достаточно даже просто дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы - ваше прикосновение
делает его более уверенным в себе
3. Доброжелательный настрой. Важно спокойно слушать все, что говорит ребенок.
Важно не количество времени, проведенного с ребенком, а качество общения. Надо уметь вдуматься в то, что ребенок хочет, вслушаться в его слова
Приемы активного слушания:
  • Несловесная поддержка говорящего - контакт в глаза, поза слушания, кивки, выражения согласия: «Угу», «Да-да» и т.д. и т.п.
  •  Уточнение - «Что ты имеешь в виду», «Что значит...?».
  • Зеркало чувств-попытка понять, что переживает ребенок. (Ребенок: «со мной никто не играет!», взрослый «Тебе грустно и обидно»).
  • Дословное или почти дословное повторение слов собеседника.
  • Сопереживание-понимание чувств ребенка «Похоже ты расстроена», «Ты на него обижен».
  • Перефразирование -повторение сказанного ребенком в более сжатой форме или своими словами.

Если все наши предложения, содержащие местоимения, разделить на две большие группы, то можно выделить «Ты-высказывания» и «Я-высказывания».  «Я-высказывания» - это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание. Вы говорите о том, чего вы хотите, что вам необходимо или что вы думаете, а не о том, что следует делать или говорить другому. Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека.

Примеры  высказываний

«Ты-высказывания»

«Я-высказывания»

           Ты мог бы сделать это намного лучше.

  • Ты почему не заправил постель? Сколько тебе раз говорить, чтобы заправлял?
  • Ты постоянно опаздываешь с прогулки! Сколько можно повторять, приходи домой вовремя! Я что - стенке говорю?
  • Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится гораздо лучше».
  • Когда в семье кто-то приходит позже, чем мы договаривались, я волнуюсь так, что не нахожу себе места. Мне хочется видеть тебя дома к десяти часам вечера, а в особых случаях мы можем договариваться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно

Обратите внимание на модель построения «Я - высказывания»! Фраза начинается
1. с нейтрального необвинительного описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет.
2. Затем следует описание ваших рациональных и эмоциональных реакций на это поведение. Объясните, почему это поведение не устраивает вас, или просто укажите, как оно на вас отражается.
3. Наконец, в очень вежливых неагрессивных выражениях опишите то, чего бы вы желали. При этом используйте такие обороты, как «Мне бы хотелось», «Я был бы вам признателен» или «Я бы предпочла».
Если рассмотреть элементы модели «Я - высказывания», то она  выглядит следующим образом: Когда ты (необвинительное описание поведения, поступка другого человека), я чувствую (ваши ощущения или эмоции в связи с этим поведением), потому что (почему это поведение составляет для вас проблему или как оно действует на вас), и я бы хотел, я был бы вам признателен, я бы предпочел (описание вашего желания).

 

<< назад