Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

Звонок

бесплатный и анонимный

8-800-2000-122

 
 

Методические материалы для специалистов образовательных учреждений

Конспект тренинга для старшеклассников «Ответственное родительство»

Цель: осознание старшеклассниками понятия «ответственного родительства».

Задачи:

  • Формирование собирательного образа идеальной семьи.
  • Развитие представлений об ответственном и безответственном поведении родителей.

Целевая группа: старшеклассники.

Количество участников: 12-14 человек.

Продолжительность: 1, 5 часа.

Материалы: проектор, экран, ноутбук, коробка, листочки, ручки, фломастеры, магнитная доска, магниты, конструктор, половинки ватмана, клей, краски, пластилин, журналы, ножницы.

Суть тренинга: Старшеклассникам предлагается встать на место родителей, пройти по пути создания семьи, сформировать образ идеальной семьи, прикоснуться к некоторым причинам разногласий  между супругами, визуализировать образы безответственных родителя и ребенка, повысить уровень осознания причины безответственности,  сформировать представление о составляющих ответственного родительства.

Методологическая база: книга Овчаровой Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Ин­ститута Психотерапии, 2003. - 319 с.

По Овчаровой Р.В. феномен родительства состоит из нескольких компонентов, которые автор рассматривает в когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах. Ответствен­ность родите­ля, как один из компонентов родительства,  выражается в контроле своего поведения и семейной ситуа­ции, характеризуется занимаемой ролью в семейном воспитании. Когнитивный аспект выражается в представлениях об от­ветственном и безот­ветственном поведении родителей, о распреде­лении ответственности между супругами в других семьях и в своей се­мье. Эмоциональный - в оценочном отношении к распределению от­ветственности в семье, эмоциональных пере­живаниях, связанных с этим, и оценка себя как родителя с точки зре­ния ответственности. Поведенческий - контроль своего по­ведения и семейной ситуации; занимаемая роль в семье с точки зрения ответственно­сти.

 

Этапы

Содержание

Материалы

Вводный

 

Создание настроя

Ведущие приветствуют участников. Если участники не знакомы, следует предложить им создать бэйджики. Ведущие уточняют, любят ли ребята играть и предлагают поучаствовать в разминке (Если участники не знакомы, стоит начать с любой игры на знакомство).

Разминка: «Поменяйтесь местами те, кто...»

Кто в кроссовках, у кого есть волосы, кто любит мороженое, кто не любит скуку, кто любит юмористические передачи, кто знает «Уральских пельменей».

Далее вниманию участников представляем видеоролик от Уральских пельменей «Тинейджер в семье - в ВУЗ не дуем».

Просмотр видеоролика

В результате обсуждения приходим к выводу, что детям часто сложно понять родителей, будь они на месте родителей, все было бы по-другому.

 После чего ведущие интригуют участников предстоящими игровыми событиями, а именно воспользоваться возможностью примерить на себя роль родителя.

Но обо всем по порядку. Обычно, прежде чем стать родителем, надо ...что сделать? Найти партнера и создать семью. Как мы это сделаем? А вот как!

 

Видеоролик «Тинейджер в доме»

Аппаратура для просмотра ролика.

Создание семей

Игра «Брачное объявление»

Каждому участнику предлагается написать небольшое объявление в газету «Знакомства». Объявления участников собираются в коробку. Далее ведущий зачитывает объявления по очереди. Участники подбирают по описанию партнеров пары и определяют авторов объявлений. 

Так создается несколько семей. Минимум 4.

 

Пополнение в семействах

Игра «Доска желаний»

Прожили вместе супруг с супругой несколько лет и захотели ребеночка.

И вот однажды на новый год во время боя курантов все семьи загадали следующие желания...

Ведущий предлагает каждому члену семьи описать какого ребенка они хотят: внешность, возраст, характер, способности и т.п.

Пожелания вывешиваются на «Доску желаний». Участники тренинга, не создавшие семью, читают объявления и выбирают себе роль ребенка в соответствии с описанием в понравившемся объявлении.

Ведущий делает акцент на совпадения/несовпадении желаний супругов. Ставит вопрос: Так поступят члены идеальной семьи в ситуации несовпадении желаний ее членов?

Основной вывод: супругам необходимо учитывать пожелания друг друга.

В зависимости от количества участников в семьях может появиться по 2 ребенка.

 

Доказательство идеальности

Игра «Доказательство нашей идеальности»

Ведущие дают задания каждой семье доказать, что именно их семья является идеальной. Доказательством может служить удостоверение, в котором есть обоснование получения звания «Идеальной семьи», Медаль?, кубок и т.д.

Примечание: каждая семья вправе создать любой символ идеального семейства, главное, чтобы он содержал доказательства - письменные подтверждение определенные характеристики семьи.

После презентации доказательств, ведущие на доске создают обобщенный список идеальных характеристик семьи.

Конструктор, половинки ватмана, клей, фломастеры, краски, пластилин, журналы, ножницы.

Мозговой штурм «Обязанности родителей»

«Список обязанностей»

Ведущие предлагают участникам ответить на вопрос: Каковы обязанности родителей по отношению к ребенку?

Обсуждение ведется в общей группе.  Все озвученные обязанности фиксируются на доске.

 

Распределение обязанностей и ответственности

«На ком ответственность? На ком обязанность»

Ведущие подводят участникам к размышлениям на тему «Возможные способы распределения обязанностей между родителями».

Выход на такие возможные варианты: все на одном из супругов, все поровну, перекладывание значительной части родительской ответственности на ребенка обоими супругами.

Ведущие предлагают инсценировать поведение семей. Семьи наугад  выбирают листок с ролью.

1 семья - за все максимально отвечает отец.

2 семья - за все максимально отвечает мать.

3 семья - разумное распределение обязанностей между супругами.

4 семья - супруги перекладывают свою ответственность и обязанности на других.

Вывод: кто бы ни выполнял ваши обязанности, ответственность за их выполнение или невыполнение несете вы как родители!

Листки с ролями.

 

Материализация образа безответственного родителя

Коллаж «Образ безответственного родителя»

Ведущие предлагают всем участникам объединиться и создать образ безответственного родителя. Н-р, вырезать из ватмана фигуру человека и наполнить его составляющими безответственности используя подручные материалы.

Ведущие помогают ребятам. После презентации образа переход к списку признаков безответственности и причинам их появления.

Признаки безответственности:

  • Страдательный залог (не я, а со мной)
  • Страх: сомнения, нерешительность
  • Враждебность: жалобы, обвинения, оправдания,
  • Нет аргументов и конкретики
  • Много эмоций и Я без необходимости
  • Негатив в речи
  • Плохая физическая форма

Ватман, журналы, ножницы, пластилин, клей.

Дополнение образа безответственного родителя

Сценки «Как формируется детская безответственность».

Ведущие предлагают 3 семьям войти в роль родителей-спасателей, родителей-жандармов и родителей-попустителей (Приложение 1). Каждой из трех семей достается роль. Члены четвертой семьи становятся помощниками.

После инсценировок ведущие предлагают дополнить образ безответственного родителя.

 

Бланки с характеристиками семей Приложение 1

Подведение итогов

Рефлексия

С помощью ведущих участники вспоминают, что они делали на тренинге и для чего это нужно. Каждый участник на листочках пишет свое определение родительской ответственности и ответственности вообще. Определения участников вывешиваются на доску и дополняются определениями ведущих (Приложение 2).

Ведущие задают вопросы участникам: Насколько каждый из вас считает себя ответственным? Готовы ли вы сейчас взять на себя еще и родительскую ответственность? Считаете ли вы своих родителей ответственными? На какие мысли и умозаключения навел вас наш тренинг? (Уважение к родителям, важность стать более ответственным сейчас, чтобы было на чем развивать родительскую ответственность). Участники заполняют рефлексивную анкету и, при желании, зачитывают ее. Ведущие благодарят участников за активную работу, дают обратную связь каждому участнику.

Листочки, ручки, магниты, магнитная доска, определения ответственности, рефлексивные анкеты (Приложение 3).

 

Горбачёва Ольга Михайловна

ГОБОУ ЦПМСС г. Кировск

Мурманской области

 

 

 

 

<< назад