Конспекты занятий "Профилактика рискованного поведения"
Тренинговое занятия: «Твой выбор»
Цель занятия: развить у детей умение противостоять давлению, в том числе, - рекламы. Помочь детям и подросткам понять, что ориентиры в жизни они выбирают сами.
1.Упражнение «Факторы выбора».
Цель: познакомить детей со значением слова «Давление». Познакомить участников с влиянием рекламы на наш выбор.
Необходимый материал: ватман и маркер или доска с мелом.
Ход занятия: Ведущий записывает на доске или ватмане вопрос: «Что влияет на наш выбор?» и просит каждого из участников ответить на данный вопрос. Все ответы детей записываются. Далее ведущий обсуждает с участниками следующие вопросы:
- Чье мнение для нас наиболее важно?
- Какое давление на нас оказывает реклама?
- Что больше всего рекламируется?
- По каким признакам можно определить, что реклама оказывает определенное влияние на наш выбор?
2. Упражнение «Принятие решения».
Цель: продемонстрировать на практике, как на наш выбор оказывает влияние реклама.
Необходимый материал: две красочные коробки, с разным содержимым: в одной полезная вещь, в другой - бесполезная вещь.
Ход занятия: Ведущий делит участников на три группы. Первая команда получает красочную коробку с «полезным» содержимым. Например: конфета, ручка, календарь и т.д. Вторая команда получает красочную коробку с «бесполезным» содержимым. Например: фантик, сломанная ручка, обрезки бумаги и т.д. Задача первой и второй команды за 10 минут создать содержимого своей коробки: нельзя называть предмет и говорить о его прямом назначении. Команды не должны знать о содержимом «чужой» коробки.
Третья команда за 10 минут должна составить «Правила принятия решения». Например: рассмотреть положительные и отрицательные последствия своего решения; выбрать самое оптимальное решение, то есть самое безопасное и т.д. команда должна выбрать одну из предложенных коробок, руководствуясь своими правилами.
По окончанию упражнения ведущий обсуждает с участниками упражнение:
- Довольны ли Вы своим решением?
- Что Вам досталось: полезная или бесполезная вещь?
- Какие приемы использовали команды, чтобы убедить Вас выбрать именно их коробку?
3. Упражнение «Реклама»
Цель: научить детей анализировать рекламу.
Необходимый материал: старые журналы, газеты с рекламными объявлениями, клей, ножницы.
Ход занятия: ведущий делит участников на несколько групп. Каждой группе дается образец рекламы (товары, соки и т.д.), предлагает участникам проанализировать рекламу по следующим направлениям:
- На кого рассчитана реклама?
- Какие цели преследует реклама?
- Какие приемы для убеждения используются?
- О чем умалчивает реклама?
Каждая группа на каждый вопрос должна дать не менее трех вариантов ответа. На эту работу отводиться 10-15 минут.
Затем ведущий предлагает группам создать коллаж на тему: «Осторожно: реклама!» или коллективный плакат «Мой выбор - здоровье!»
4. Заключение.
Цель: выяснить степень удовлетворенности участников занятием, закрепить позитивное настроение.
Тренинговое занятия: «Умей сказать «Нет».
Цель занятия: способствовать формированию навыков отказа у детей от рискованного поведения.
1.Упражнение «Подарок».
Цель: формирование коммуникативных навыков общения.
Необходимый материал: небольшой предмет: ручка, карандаш и т.п.
Ход занятия: Ведущий говорит участникам, что у него есть подарок. Это очень нужная вещь. Подарок только один, получит его тот, кто сумеет убедить ведущего, что подарок должен принадлежать именно ему. Ведущий мотивирует участников на просьбы. В ходе упражнения ведущий отдает «подарок» одному из участников, по своему усмотрению.
По завершению ведущий обсуждает с участниками упражнения:
- Какими способами просили «подарок»? (угроза, лесть и т.д)
- Когда Вас просят о чем-нибудь, почему трудно отказать?
- Кому труднее отказать: знакомым или незнакомым людям и почему?
- Как нужно отказывать, чтобы не обидеть близких людей?
2. Упражнение «Откажись от вредных привычек».
Цель: познакомить участников с различными способами отказа от вредных привычек.
Необходимый материал: ватман, цветные мелки, карандаши.
Ход занятия: Ведущий делит участников на группы по 4-5 человек. Задание группам: нарисовать плакат «Как отказаться от вредных привычек». Плакат должен привлекать внимание, он может состоять как из рисунков, так и из лозунгов по данной теме. На работу группам отводиться 15 минут. По завершению работы каждая группа должна представить и защитить свой плакат.
3. Упражнение «Моток пряжи»
Цель: закрепить у участников навыки отказа от рискованного поведения.
Необходимый материал: отрезки красной, желтой, зеленной пряжи соединенные последовательно между собой и сформированные в один клубок.
Ход занятия: ведущий предлагает участникам передавать клубок по кругу, предварительно обмотав часть пряжи вокруг пальца. Затем участник передает клубок соседу. Задача каждого участника, в зависимости от того, какой цвет пряжи ему достался, высказаться (одним или двумя предложениями):
- Желтый цвет - о последствиях табакокурения.
- Красный цвет - о последствиях употребления алкоголя.
- Зеленый цвет - о последствиях употребления наркотиков.
Когда участники выскажутся и размотают клубок, ведущий предлагает им смотать его обратно. Задача каждого участника, в зависимости от того, какой цвет пряжи ему достался, высказаться, как отказаться от рискованного поведения:
- Желтый цвет - от табакокурения.
- Красный цвет - от употребления алкоголя.
- Зеленый цвет - от употребления наркотиков.
4. Заключение.
Цель: выяснить степень удовлетворенности участников занятием, закрепить позитивное настроение.
Используемая литература:
Информационный пакет «Drugbox» подготовленный Шведской ассоциацией «За общество без наркотиков». Издательство ООО «Скандинавия», Петрозаводск 2002.
<< назад