Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

Звонок

бесплатный и анонимный

8-800-2000-122

 
 

Методические материалы для специалистов образовательных учреждений

Конспекты занятий "Профилактика рискованного поведения"

Тренинговое занятия: «Твой выбор»

Цель занятия: развить у детей  умение противостоять давлению, в том числе, - рекламы. Помочь детям и подросткам  понять, что ориентиры в жизни они выбирают сами.

1.Упражнение «Факторы выбора».

Цель: познакомить детей со значением слова «Давление». Познакомить участников с влиянием рекламы на наш выбор.

Необходимый материал: ватман и маркер или доска с мелом.

Ход занятия: Ведущий записывает на доске или ватмане вопрос: «Что влияет на наш выбор?» и просит каждого из участников ответить на данный вопрос. Все ответы детей записываются. Далее ведущий обсуждает с участниками следующие вопросы:

  • Чье мнение для нас наиболее важно?
  • Какое давление на нас оказывает реклама?
  • Что больше всего рекламируется?
  • По каким признакам можно определить, что реклама оказывает определенное влияние на наш выбор?

2. Упражнение «Принятие решения».

Цель: продемонстрировать на практике, как на наш выбор оказывает влияние реклама.

Необходимый материал: две красочные коробки, с разным содержимым: в одной полезная вещь, в другой - бесполезная вещь.

Ход занятия: Ведущий делит участников на три группы. Первая команда получает красочную коробку с «полезным» содержимым. Например: конфета, ручка, календарь и т.д.  Вторая команда получает красочную коробку с «бесполезным» содержимым. Например: фантик, сломанная ручка, обрезки бумаги и т.д. Задача первой и второй команды за 10 минут создать содержимого своей коробки: нельзя называть предмет и говорить о его прямом назначении. Команды не должны знать о содержимом «чужой» коробки.

Третья команда за 10 минут должна составить «Правила принятия решения». Например: рассмотреть положительные и отрицательные последствия своего решения; выбрать самое оптимальное решение, то есть самое безопасное и т.д. команда должна выбрать одну из предложенных коробок, руководствуясь своими правилами.

По окончанию упражнения ведущий обсуждает с участниками упражнение:

  • Довольны ли Вы своим решением?
  • Что Вам досталось: полезная или бесполезная вещь?
  • Какие приемы использовали команды, чтобы убедить Вас выбрать именно их коробку?

          3. Упражнение «Реклама»

Цель: научить детей анализировать рекламу.

Необходимый материал: старые журналы, газеты с рекламными объявлениями, клей, ножницы.

Ход занятия: ведущий делит участников на несколько групп. Каждой группе дается образец рекламы (товары, соки и т.д.), предлагает участникам проанализировать рекламу по следующим направлениям:

  • На кого рассчитана реклама?
  • Какие цели преследует реклама?
  • Какие приемы для убеждения используются?
  • О чем умалчивает реклама?

Каждая группа на каждый вопрос должна дать не менее трех вариантов ответа. На эту работу отводиться 10-15 минут.

Затем ведущий предлагает группам создать коллаж на тему: «Осторожно: реклама!» или коллективный плакат «Мой выбор - здоровье!»

        4. Заключение.

Цель: выяснить степень удовлетворенности участников занятием, закрепить позитивное настроение.

 

Тренинговое занятия: «Умей сказать «Нет».

Цель занятия: способствовать формированию навыков отказа у детей от рискованного поведения.

1.Упражнение «Подарок».

Цель: формирование коммуникативных навыков общения.

Необходимый материал: небольшой предмет: ручка, карандаш и т.п.

Ход занятия: Ведущий говорит участникам, что у него есть подарок. Это очень нужная вещь. Подарок только один, получит его тот, кто сумеет убедить ведущего, что подарок должен принадлежать именно ему. Ведущий мотивирует участников на просьбы. В ходе упражнения ведущий отдает «подарок» одному из участников, по своему усмотрению.

По завершению  ведущий обсуждает с участниками упражнения:

  • Какими способами просили «подарок»? (угроза, лесть и т.д)
  • Когда Вас просят о чем-нибудь, почему трудно отказать?
  • Кому труднее отказать: знакомым или незнакомым людям и почему?
  • Как нужно отказывать, чтобы не обидеть близких людей?

2. Упражнение «Откажись от вредных привычек».

Цель: познакомить участников с  различными способами отказа от вредных привычек.

Необходимый материал: ватман, цветные мелки, карандаши.

Ход занятия: Ведущий делит участников на группы по 4-5 человек. Задание группам: нарисовать плакат «Как отказаться от вредных привычек». Плакат должен привлекать внимание, он может состоять как из рисунков, так и из лозунгов по данной теме. На работу группам отводиться 15 минут. По завершению работы каждая группа должна представить и защитить свой плакат.

          3. Упражнение «Моток пряжи»

Цель: закрепить у участников навыки отказа от рискованного поведения.

Необходимый материал: отрезки красной, желтой, зеленной пряжи соединенные последовательно между собой и сформированные в один клубок.

Ход занятия: ведущий предлагает участникам передавать клубок по кругу, предварительно обмотав часть пряжи вокруг пальца. Затем участник передает клубок соседу. Задача каждого участника, в зависимости от того, какой цвет пряжи ему достался, высказаться (одним или двумя предложениями):

  • Желтый цвет - о последствиях табакокурения.
  • Красный цвет - о последствиях употребления алкоголя.
  • Зеленый цвет - о последствиях употребления наркотиков.

Когда участники выскажутся и размотают клубок, ведущий предлагает им смотать его обратно. Задача каждого участника, в зависимости от того, какой цвет пряжи ему достался, высказаться,  как отказаться от рискованного поведения:

  • Желтый цвет - от табакокурения.
  • Красный цвет - от употребления алкоголя.
  • Зеленый цвет - от употребления наркотиков.

        4. Заключение.

Цель: выяснить степень удовлетворенности участников занятием, закрепить позитивное настроение.

 

 

Используемая литература:

Информационный пакет «Drugbox» подготовленный Шведской ассоциацией «За общество без наркотиков». Издательство  ООО «Скандинавия», Петрозаводск 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

<< назад